ПАМЯТИ ДОЦЕНТА КАФЕДРЫ НЕВРОЛОГИИ
НОВОКУЗНЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ 
ВИТОВСКОГО ИГОРЯ АНАТОЛЬЕВИЧА –
ОСНОВАТЕЛЯ КУРСА ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ

 

 

 

Этот очерк посвящается кандидату медицинских наук, доценту Игорю Анатольевичу Витовскому, врачебный стаж которого составил всего 14 лет, а срок его жизни на земле оказался очень коротким - он скоропостижно скончался 4 августа 2000 года на 38-м году жизни. Казалось бы, что можно сделать за такое небольшое время? Оказывается можно сделать немало.

Мы знаем много великих людей, очень рано ушедших из жизни, но оставшихся в памяти поколений. Как правило, помнят поэтов и художников, ученых, дело которых было адресовано человечеству, но было бы неверным не отдавать долг памяти и благодарности тем людям, которые каждый день и каждый час своей пусть недлинной жизни служили человеку. К числу таких людей относился и Игорь Анатольевич Витовский, который без всякой помпы и шумихи успел сделать много добрых дел, среди которых особенно ценно то, что он был первопроходцем в деле обучения врачей детской неврологии. Он по праву может считаться основателем курса детской неврологии. 

В течение многих лет педиатры и детские неврологи региона обращались к сотрудникам кафедры с просьбой организовать циклы по детской неврологии, так как она преподавалась всего в двух-трех институтах усовершенствования страны. Однако сотрудники кафедры не чувствовали себя готовыми преподавать этот раздел неврологии. И только с появлением на кафедре клинического ординатора, а затем аспиранта, совсем еще молодого врача Игоря Анатольевича Витовского оказалось возможным проведение циклов детской неврологии. Регулярное проведение циклов по детской неврологии, а затем и по мануальной терапии у детей началось в 1993 году. Базой кафедры для этих циклов стал Детский муниципальный психоневрологический санаторий № 5, который в итоге получил статус клинического.

Игорь Анатольевич родился 29 мая 1963 года в городе Новокузнецке Кемеровской области, в семье врача и горного инженера. Рос любознательным и смелым мальчиком. С 2-х лет любил книги, с 3-х лет умел читать. В школе учился на «хорошо» и «отлично», участвовал в школьных городских олимпиадах по литературе, истории и математике. С 7-го класса мечтал стать врачом. После окончания в 1980 году средней школы № 44 поступил в Кемеровский Медицинский институт на педиатрический факультет, который окончил в 1986 году. Ещё в годы учёбы в институте, он работал санитаром и медбратом, приобретая необходимый опыт общения с больными.

После института Игорь Анатольевич закончил интернатуру на базе психоневрологического отделения ДКБ № 4 и Детского психоневрологического санатория № 5. После завершения обучения в интернатуре с 01.07.1987 г. по 31.08.1990 год работал штатным врачом-невропатологом психоневрологического отделения горбольницы № 4. 01.09.1990 года И.А. Витовский был зачислен в клиническую ординатуру на кафедре неврологии и рефлексотерапии Новокузнецкого ГИДУВа. В период обучения в клинической ординатуре Игорь Анатольевич проявил недюжинные педагогические способности, в  связи с чем 05.06.1991 года он был зачислен на должность ассистента на 0,5 ставки в качестве совместителя. Принимал участие в проведении таких циклов, как ОУ «Неврология», «Актуальные вопросы невропатологии», «Вертеброневрология и мануальная терапия», «Мануальная терапия и основы вертеброневрологии», «Висцеральная мануальная терапия», «Краниосакральная мануальная терапия в неврологии», «Неврологические аспекты мануальной медицины», «Нейромышечные методики мануальной терапии», «Теория и практика акупунктуры», «Акупунктура в неврологии», «Неврологические аспекты акупунктуры», «Микропунктурные системы в неврологии». В тот же период было положено начало и преподаванию детской неврологии.

Во время учёбы в клинической ординатуре И.А. Витовский проявил интерес и способности не только к преподавательской работе, но и к научным исследованиям. В тот период комплексной темой кафедры была «Разработка немедикаментозных методов реабилитации и профилактики вертеброгенной патологии нервной системы». Владея методами диагностики и лечения не только официальной «западной» медицины, но и альтернативной традиционной медицины, Игорь Анатольевич обратил внимание на недостаточную разработанность проблем энуреза, которые и становятся предметом его научного поиска. К моменту окончания клинической ординатуры он сделал уже так много, что на заседании научной Проблемной комиссии в июне 1992 года была утверждена тема его кандидатской диссертации, а с 01.10.1992 года И.А. Витовский был зачислен в очную аспирантуру на кафедре неврологии и рефлексотерапии.

Учась в аспирантуре и много работая над диссертацией, Игорь Анатольевич продолжает работу в качестве ассистента - совместителя. Но это была не работа на полставки, а полноценная педагогическая работа по внедрению и развитию преподавания детской неврологии в Новокузнецком институте усовершенствования врачей. Уже в период с 1993-го по 1995-ый год усилиями Игоря Анатольевича подготовлены и проведены в соответствии с Унифицированной программой циклы общего усовершенствования «Детская невропатология», подготовлены оригинальные циклы тематического усовершенствования «Детская вертеброневрология и мануальная терапия» и «Детская мануальная терапия». Надо отметить, что уже на первом заключительном совещании с курсантами после завершения первого цикла по детской неврологии были получены самые высокие отзывы слушателей и об уровне преподавания и о личных качествах ведущего преподавателя – Игоря Анатольевича Витовского.

Все это время И.А. Витовский активно работает над кандидатской диссертацией на тему «Полисистемный подход к лечению энуреза у детей и подростков», которую успешно защитил в 1996 году в специализированном диссертационном совете при Новосибирской государственной медицинской академии. Как и все, что делал И.А. Витовский, его диссертационное исследование отличается оригинальностью и самобытностью. Ранее энурез не рассматривался с позиций полисистемного подхода, что соответственно сказывалось в несовершенстве лечебно-реабилитационных мероприятий.

Проведя анализ литературных данных и собственного опыта, И.А. Витовский поставил цель - разработать и обосновать дифференцированный  полисистемный подход к лечению энуреза у детей и подростков. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач было обследовано 240 детей в возрасте от 4-х до 15-ти лет. Среди них  186  детей,  страдающих  энурезом,  и  54 здоровых детей, составивших контрольную группу. Автор использовал клинический неврологический метод, поверхностную электромиографию, акупунктурную диагностику, в том числе пульсовую и аппаратную по методу Р. Фолля, вертеброневрологический метод, мануальное тестирование сочленений опорно-двигательного аппарата и висцеральное мануальное тестирование. В результате анализа полученных результатов И.А. Витовский убедительно показал, что энурез следует относить к разряду мультифакториальных заболеваний. Им были выявлены  факторы,  способствующие,  как возникновению, так и поддержанию неконтролируемого мочеиспускания. Среди этих факторов наиболее значимы церебральные, спинальные и сочетанные цереброспинальные поражения различного генеза; урологическая патология (особенно у девочек); вегетативная дистония, чаще в виде ваготонии; нарушения сна и бодрствования; выявляемая при сборе анамнеза наследственная отягощенность по энурезу; острая и хроническая психотравма;  патология различных внутренних органов. В большинстве случаев имело место сочетание нескольких факторов.

 После анализа причин, приводящих к энурезу, и клинического неврологического обследования определялся уровень поражения нервной системы. На основании этого была разработана рабочая классификация неконтролируемого мочеиспускания с целью проведения дифференцированной локальной терапии. В ее основу был положен вид соматоневрологической дисфункции, являющейся причиной развития энуреза. Среди причин энуреза: 1) церебральные дисфункции; 2) спинальные дисфункции уровня C1-T12;  3) дисфункции поясничного утолщения,  конуса  спинного мозга и периферических  спинальных нервов; 4) сочетанные цереброспинальные дисфункции; 5) соматические дисфункции и невротические расстройства без неврологического дефекта; 6) сочетание неврологических и соматических дисфункций.

Наряду с неврологической и полиорганной висцеральной патологией И.А. Витовским было обнаружено, что у больных энурезом детей имеют место биоэнергетические дисфункции в канально-меридианальной системе организма, патобиомеханические изменения в опорно-двигательной системе и опорно-связочном аппарате мочевого пузыря.

Впервые было установлено, что энергетический дисбаланс в канально-меридианальной системе чаще всего проявлялся недостаточностью в канале почек и мочевого пузыря. Обнаружены различия в энергетическом состоянии отдельных каналов в зависимости от топики поражения нервной системы. Так, при церебральных дисфункциях чаще всего  диагностируется дисбаланс в канале сердца, при цереброспинальных дисфункциях - в каналах сердца и легких, при соматических и невротических расстройствах без неврологического дефекта - в  каналах  селезенки – поджелудочной железы, легких и печени. Дисбаланс в канале перикарда отмечался примерно с одинаковой  частотой при всех  вариантах энуреза.

Не менее существенным, чем энергетический дисбаланс в канально-меридианальной системе, оказался и дисбаланс в двигательной регуляторной системе, который проявлялся функциональными биомеханическими нарушениями в опорно-двигательной системе и связочном аппарате мочевого пузыря. В частности, И.А. Витовским было обнаружено, что среди больных энурезом было больше детей с гипермобильностью. Характерными были такие патобиомеханические изменения, как региональный постуральный  дисбаланс  мышц  по типу верхнего и, чаще, нижнего перекрещенных  синдромов,  поясничного и  шейного  гиполордоза,  грудного  гипокифоза. В  измененных мышцах определялись миофасциальные триггерные точки, которые наиболее часто пальпировались в кивательной мышце, верхней порции трапеции, а также в мышце, поднимающей лопатку и квадратной поясничной  мышце. При мануальном тестировании при всех клинических вариантах энуреза с разной частотой диагностировались функциональные блоки в C0-CII, в крестцово-подвздошном и лонном сочленениях,  в шейно-грудном переходе, в грудном отделе позвоночника, в крестцово-копчиковом сочленении. Автор детально изучил и описал особенности биомеханического статуса в зависимости от формы неврологической дисфункции и локализации процесса в нервной системе. Благодаря висцеральному мануальному тестированию, И.А. Витовский получил уникальные данные о том, что у части пациентов с энурезом, особенно при патологии  спинальных структур, имеет место дисбаланс опорно-связочного  аппарата  мочевого пузыря в виде укорочения-ослабления пупочно-пузырных связок.

В результате проведенных исследований в процессе осмысления этиологии и патогенеза энуреза  и анализа полученных данных автор пришел к весьма важному для научной и практической медицины выводу о том, что все  дисфункции со стороны нервной системы и внутренних органов, приводящие к недержанию мочи, сопровождаются дисбалансом в энергетической и двигательной регуляторных системах организма. Эти  изменения  могут  выступать  как  в  качестве первопричины  соматоневрологических  расстройств, так и в качестве их следствия.

Полученные данные о топико-патогенетических клинических формах энуреза и дисбалансе в регуляторных системах организма позволили И.А. Витовскому разработать клинические неврологические, нейрофизиологические и электроакупунктурные критерии диагностики состояния головного, спинного мозга и всего организма в целом у больных энурезом, а также обосновать необходимость включения в диагностический алгоритм методов мануального тестирования опорно-двигательного аппарата и адаптированных для детского возраста методик висцерального мануального тестирования состояния опорно-связочного аппарата мочевого пузыря.

Наиболее важным практическим результатом проведенного исследования явилась разработка дифференцированной программы лечебно-реабилитационных мероприятий и оригинальная методика их проведения при энурезе у детей. В зависимости от индивидуальных патогенетических механизмов развития болезни и особенностей ее проявления предложено использование в комплексной реабилитации  медикаментозного  и  физиолечения, лечебно-медикаментозных блокад, рефлексотерапии, вертебральной и висцеральной мануальной терапии с целью коррекции дисфункций в нервной системе, биоэнергетической  системе  всего  организма, опорно-двигательной системе и опорно-связочном  аппарате  мочевого пузыря.

Разработанные И.А. Витовским методология и методика диагностики и лечения энуреза изложены им в виде методических рекомендаций «Лечение энуреза у детей и подростков на основе дифференцированного полисистемного подхода», которые были изданы в 1996 году и претерпели с того времени не одно переиздание, так как пользуются неизменным спросом у врачей. Предложенный метод защищен Патентом на изобретение «Лечение энуреза у детей».

После защиты кандидатской диссертации и ее утверждения ВАК РФ Игорь Анатольевич с еще большим энтузиазмом занимается педагогической деятельностью. На циклы по разным аспектам детской неврологии охотно приезжают врачи не только из Кемеровской области, но из других регионов Сибири и Дальнего Востока, а затем и из Европейской части России. Игорь Анатольевич не только проводит самостоятельные циклы для детских неврологов, но и активно участвует в преподавании всех разделов неврологии, проводимых кафедрой, в переработке коллективного фундаментального учебно-методического пособия для врачей «Мануальная диагностика и мануальная терапия». Создает учебное пособие «Детская неврология», которое содержит 1300 вопросов-тестов для обучения, контроля и самоконтроля. Программа, разработанная И.А. Витовским, включает вопросы по всем разделам детской неврологии, перинатальной патологии, детской соматоневрологии, особенностям нейрорентгенологии у детей. Активно работает над докторской диссертацией.

31-го мая 1999 года решением Совета института избирается на должность доцента. К августу 2000 года на базе Детского психоневрологического санатория № 5 было проведено более 20 циклов усовершенствования врачей, в том числе сертификационных, по темам «Детская неврология», «Неврология детского возраста», «Мануальная терапия у детей», «Рефлексотерапия у детей»,  «Вертеброневрология у детей», «Рефлекторные методы реабилитации в детской неврологии» и др. По инициативе Игоря Анатольевича весной 2000 года впервые в нашей стране им был организован уникальный цикл «Нейропсихологии у детей».

За время работы И.А. Витовского в качестве куратора циклов для детских неврологов на циклах общего и тематического усовершенствования проучено 380 врачей. Кроме того, на базе санатория проходили обучение интерны и клинические ординаторы кафедры неврологии, окончившие педиатрический факультет.

 

Рис. 1. И.А. Витовский (стоит) в кругу сотрудников кафедры

 

 Рис 2. На кафедре после завершения цикла по детской неврологии
(второй слева в первом ряду)

 

Рис. 3. С группой детских неврологов в Детском клиническом
психоневрологическом санатории № 5

 

 Рис. 4. Доцент И.А. Витовский в рабочем кабинете

 

 Рис. 5. И.А. Витовский проводит занятие по мануальной терапии
в Детском клиническом психоневрологическом санатории № 5.

 

 Рис. 6. Демонстрация приема мануальной терапии у ребенка

 Очень большая часть жизни врача И.А. Витовского была посвящена больным детям, которым он отдавал свои знания, умения, любовь. Он безотказно консультировал и лечил детей с самой тяжёлой неврологической патологией. Его уникальность не только в высокой степени квалификации врача-невролога, но и в том, что он владел и использовал в диагностике и лечении нестандартные, но высоко эффективные методы.

И.А. Витовский курировал вопросы детской неврологии на базе ДКП санатория № 5, где организовал городской консультативный приём. На базе санатория им было внедрено более 20 новых методик по реабилитации детей, которыми он сам владел в совершенстве. Среди этих методов -  мануальная терапия, висцеральная и краниальная мануальная терапия, иглорефлексотерапия, электроакупунктура,  фармакопунктура, триггеропунктура, массаж шиатсу, лазеротерапия, поверхностная рефлексотерапия, аурикулотерапия, прикладная кинезиология, метод Фолля, фитотерапия, гомеопатия. И.А. Витовскому по праву была присвоена высшая врачебная квалификационная категория.

Его научные интересы всегда были направлены на совершенствование помощи детям. Тема его незавершённой докторской диссертации «Полисистемный подход к лечению и реабилитации при заболеваниях нервной системы у детей». Работа уже была готова для представления на суд научной общественности. Квинтэссенция этой работы была систематизирована Игорем Анатольевичем в докладе «Направления реабилитации в детской неврологии», который он представил на заседании областного медицинского совета по педиатрии. Этот доклад был опубликован в сборнике «Полисистемные неспецифические синдромы в клиническом полиморфизме заболеваний нервной системы и их коррекция» (материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры неврологии Новокузнецкого ГИДУВа). – Новосибирск: Издатель, 2002.

Сообщение И.А. Витовского было основано на опыте работы и научных исследований, более 10 лет проводившихся на базе Детского клинического психоневрологического санатория № 5 г. Новокузнецка. Под наблюдением автора за этот период находилось более 1000 детей с различной неврологической патологией. Результаты анализа проведенных исследований позволили установить, что на современном этапе развития медицины приобретают особую актуальность новые диагностические и лечебные направления в реабилитации детей с неврологическими заболеваниями. Это различные методы мануальной диагностики и терапии (артровертебральная, висцеральная, кранио-сакральная мануальная терапия, прикладная кинезиология и другие), методы акупунктурной диагностики и коррекции биоэнергетического дисбаланса, психотерапевтические и нейропсихологические методы реабилитации. В итоге было выделено 4 основных направления в реабилитации детей с неврологическими заболеваниями.

1. Посиндромная коррекция дисфункций центральной, периферической и вегетативной нервной системы. В детской неврологии наиболее актуальны следующие синдромы: 1) синдром двигательных расстройств (спастические и вялые парезы и параличи, гиперкинезы, миопатии, миоплегии, атаксии, спинальные и невральные амиотрофии); 2) синдром дисфункции черепных нервов; 3) синдром энуреза и энкопреза при поражениях нервной системы различного уровня; 4) синдром задержки психомоторного, психоречевого и интеллектуального развития; 5) синдром внутричерепной гипертензии, вертебрально-базилярной недостаточности, вегетативной дистонии, церебрастенический синдром; 6) эпилепсия, судорожные и синкопальные состояния детского возраста; 7) синдром минимальной мозговой и минимальной спинальной дисфункций; 8) сочетанные и другие синдромы.

Для воздействия на эти синдромы используются обычно принятые в неврологии средства и методы лечения и реабилитации: медикаментозная пероральная и парентеральная терапия; физиолечение, массаж, лечебная физкультура; плазмаферез, ортопедическая коррекция.

2. Коррекция патобиомеханических изменений (ПБМИ), которые развиваются в скелетно-мышечной системе, опорно-двигательном аппарате внутренних органов и кранио-сакральной системе. ПБМИ могут развиваться вторично в патогенетической взаимосвязи с существующими заболеваниями нервной системы. Так, при детском церебральном параличе (ДЦП) спастика центрального характера приводит к формированию функциональных блоков в позвоночных двигательных сегментах. Это в свою очередь сопровождается нарушением иннервации и питания скелетной мускулатуры и как следствие - усилением спастичности.

При заболеваниях нервной системы, сопровождающихся снижением мышечного тонуса (гипотоническая форма ДЦП, миатонический синдром, спинальные и невральные амиотрофии, последствия клещевого энцефалита, минимальная спинальная дисфункция, миопатии), наоборот, возникает избыточная подвижность (гипермобильность) позвоночных двигательных сегментов и суставов, что может приводить к их смещениям и подвывихам с развитием ишемии и даже компрессии спинного мозга. Другими словами,  причиной развития ПБМИ являются неврологические нарушения, а ПБМИ в свою очередь усугубляют клинику основного заболевания.

Однако ПБМИ могут развиваться первично вследствие механических и статико-динамических воздействий на опорно-двигательный аппарат. Например, характерным следствием родовых травм являются функциональные блоки головных суставов (С0 – СII). При этом возникает рефлекторный спазм в системе позвоночных артерий за счёт ущемления менискоидов, что приводит к ишемии шейных сегментов спинного мозга и нижних отделов ствола мозга с развитием соответствующей неврологической симптоматики вплоть до развития спастического тетрапареза. При травматических блоках швов черепа возникает головная боль мышечного напряжения, дисфункция черепно-мозговых нервов, чаще всего диплопия, синдромы внутричерепной гипертензии, вегетативной дистонии, церебрастенический синдром.

При патологии внутренних органов, сопровождающихся нарушением их физиологической подвижности за счёт спаечных процессов (хронические пневмонии, гепатиты, холециститы), отмечается и дисфункция со стороны нервной системы, в первую очередь вегетативной.

Отдельно необходимо сказать о верхнем и нижнем перекрещенных синдромах регионарного постурального дисбаланса мышц, которые могут возникать или на фоне неврологического заболевания, или формироваться самостоятельно на фоне нарушения гигиены поз и движений детей и подростков. В том и другом случае они сопровождаются идентичной симптоматикой. Выше изложенное позволяет заключить, что диагностика и коррекция ПБМИ являются безусловно необходимыми при неврологической патологии. Основные ПБМИ в опорно-двигательной системе, корригирующиеся методами артро-вертебральной мануальной терапии: функциональные блоки в позвоночных двигательных сегментах и суставах, локальная гипермобильность, верхний и нижний перекрещенные синдромы, слоистый синдром, атипичные локомоторные паттерны, неоптимальный двигательный стереотип.

Наряду с ПБМИ опорно-двигательной системы, необходимо корригировать методами висцеральной мануальной терапии ПБМИ внутренних органов (висцероптоз (почек, желудка), смещение мочевого пузыря, печени, нарушения висцерального ритма печени, лёгких. Методами кранио-сакральной мануальной терапии корригируются блоки швов черепа, крестцово-подвздошного сочленения и оболочечные блоки, нарушения кранио-сакрального ритма, нарушения расположения сфенобазилярного сочленения и другие ПБМИ в кранио-сакральной системе.

3. Коррекция энергетического дисбаланса в канально-меридианальной системе организма.

Энергетический дисбаланс в канально-меридианальной системе отмечается при всех заболеваниях у детей, в частности и при заболеваниях нервной системы. В свою очередь первичный энергетический дисбаланс в канально-меридианальной системе может приводить к дисфункциям нервной системы, например, при перегрузках, смене часовых поясов и климатических зон, биологических, временных и лунных ритмов и т.д. Диагностика энергетического дисбаланса осуществляется у детей, как с помощью достаточно субъективных методов (осмотр, пальпация, пульсовая диагностика), так и с помощью объективных аппаратных методов (Риодараку, Фолля).

При проведении акупунктурной диагностики были установлены основные характеристики энергетического дисбаланса при основных заболеваниях нервной системы и неврологических синдромах у детей. Так, для вегетативной дистонии характерна избыточность в канале тройного обогревателя и недостаточность в канале перикарда (при симпатикотонии) или наоборот (при парасимпатикотонии), для гидроцефалии - недостаточность в каналах почек и сердца, для детского церебрального паралича - недостаточность в каналах почек и сердца и избыточность в канале печени, для задержки психоречевого развития, минимальной мозговой дисфункции и церебрастенического синдрома - недостаточность в канале сердца, для миопатии - недостаточность в каналах селезёнки – поджелудочной железы и желудка, для нейропатии лицевого нерва – недостаточность в каналах желудка и толстого кишечника, для сколиотической болезни – недостаточность в канале мочевого пузыря, для энуреза - недостаточность в каналах мочевого пузыря и почек, для эпилепсии - избыточность в канале печени и недостаточность в канале сердца.

Для коррекции энергетического дисбаланса при функциональных и негрубых органических расстройствах нервной системы рекомендовано использовать следующие виды рефлексотерапии: иглоукалывание, электропунктура, электроакупунктура, микроиглотерапия, скальпотерапия,  аурикулотерапия, поверхностная рефлексотерапия, цуботерапия и точечный массаж. При тяжёлой органической патологии показаны - корпоральная и скальповая фармакопунктура или триггеропунктура с введением в триггерные пункты, совпадающие с биологически активными точками, лидазы или воздуха.

4. Коррекция дисфункций высших корковых функций - внимания, памяти, речи, письма, чтения, счёта, интеллекта, способностей, задатков и т.д. 

Нарушения высших корковых функций и высших психических процессов возникают при большинстве неврологических заболеваний у детей. Их диагностика осуществляется с использованием нейропсихологического тестирования, элементы которого можно проводить у детей с 3-х лет, а в полном объёме с 5 – 7-ми лет. Реабилитация детей с расстройствами высших корковых функций проводится при участии нейропсихолога, дефектолога, педагога и родителей.

Из проведенного анализа следует, что лечебно-реабилитационные комплексы при неврологической патологии у детей должны включать методы воздействия не только на собственно неврологические расстройства, но и методы коррекции дисбаланса в регуляторных системах организма. Такой полисистемный подход к реабилитации больных детей соответствует холестическому (целостному) подходу к организму ребёнка, а сам принцип полисистемной коррекции должен использоваться и в других областях медицины.

По материалам проведенного исследования И.А. Витовский получил патент на изобретение «Способ лечения детского церебрального паралича».

Наряду с учебной, научной и лечебной работой Игорь Анатольевич нес нелегкую ношу Президента Новокузнецкой Региональной Ассоциации мануальных терапевтов.

Таким образом, доцент Игорь Анатольевич Витовский был молод, полон сил, планов и творческих идей. Казалось бы, ничто не предвещало беды, но вдруг в начале августа 2000 года внезапная тяжелая болезнь, несмотря на все усилия врачей, привела к смерти.

Игорь Анатольевич Витовский скончался 4 августа 2000 года на 38-м году жизни. Ушел из жизни молодой, полный сил, замечательный, добрый, незаурядный человек, увлечённый исследователь, успевший, несмотря на молодость, много сделать для развития детской неврологии и мануальной медицины. Игорь Анатольевич был удивительно доброжелательным, отзывчивым, высоко компетентным и, в то же время, скромным человеком.

Светлую память о нём сохранят не только его друзья, коллеги и ученики, но и многочисленные маленькие пациенты и их родители.

Игорь Анатольевич был не только прекрасным преподавателем, но он умел притягивать к себе единомышленников и в итоге сформировал коллектив учеников и сотрудников, среди которых Сергей Анатольевич Соломин, сменивший его на посту куратора циклов по детской неврологии, Ирина Петровна Чеченина и Олег Леонидович Корень. Благодаря этому, с уходом Игоря Анатольевича из жизни дело его не пропало и не остановилось. Курс детской неврологии, которому присвоено имя Игоря Анатольевича Витовского, продолжает свое существование и развитие, и это лучший памятник его основателю.

 

Hosted by uCoz