Врачи, приезжающие на циклы
специализации и усовершенствования по неврологии, особенно из
Кемеровской области и ближайшего окружения, часто сокрушались по поводу
того, что на кафедре не преподается детская неврология. Это пожелание
было реализовано лишь в 1993 году, когда на кафедре начали проводиться
циклы для детских неврологов, а в последующем и для мануальных
терапевтов, работающих с детьми.
Основной клинической базой в
течение 15 лет является Детский психоневрологический санаторий № 5,
который получил статус клинического. С 2006 года в связи с
реорганизацией в здравоохранении он стал называться ФГЛПУ «Детский
клинический психоневрологический санаторий № 1». Коллектив санатория с
1979 года активно сотрудничает с кафедрой неврологии Новокузнецкого
гидува, сначала под руководством профессора О.Г. Когана, а в дальнейшем
профессора И.Р. Шмидт и её сотрудников.
Психоневрологическая служба в
городе представлена 3-мя детскими психоневрологическими отделениями на
150 коек, детским психиатрическим отделением на 100 коек, 3-мя
психоневрологическими санаториями для детей с пограничными
заболеваниями, речевыми нарушениями и детским церебральным параличом (ДЦП)
на 285 коек, 2-мя психоневрологическими домами ребёнка на 200 коек, 9-ю
специализированными школами-интернатами на 1860 мест, 2-мя
психоневрологическими детскими садами на 200 мест. В детских садах
имеется 74 логопедические группы на 1457 мест. Существующая в городе
Новокузнецке сеть специализированных психоневрологических отделений,
санаториев, специализированных дошкольных учреждений и кадры
специалистов-невропатологов, дефектологов и педагогов позволяет
комплексно проводить восстановительные лечебно-реабилитационные
мероприятия у детей с различными формами поражения ЦНС на разных уровнях
в любом возрастном периоде. Соответственно и обучение детских неврологов
возможно на самом высоком уровне.
Ведущую роль в реабилитации детей с
различными заболеваниями ЦНС и речевыми нарушениями занимает детский
муниципальный психоневрологический санаторий № 5 (ныне № 1). История
санатория сложная, трудная, интересная, состоящая из нескольких этапов
организации, становления и утверждения.
Городской детский логопедический
санаторий № 5 был организован в ноябре 1969 года в районе Садопарка в
деревянном одноэтажном здании для реабилитации детей с различной речевой
патологией по совместному постановлению дирекции Кузнецкого
металлургического комбината и приказу Управления здравоохранения г.
Новокузнецка. Он был рассчитан на 75 коек. С 13 марта 1977 года и по
настоящее время санаторий возглавляет Елизавета Афанасьевна Витовская –
врач высшей категории, отличник здравоохранения. Период с 1977 года был
сложным и трудным – период укрепления материально-технической базы,
укомплектования врачебными кадрами и утверждения как медицинского
лечебно-реабилитационного учреждения. С целью усовершенствования
медико-логопедической помощи детям с психоневрологической и речевой
патологией и её большей эффективности, были организованы преемственность
и этапность между стационарами и поликлиниками, внедрена унифицированная
система оценки по степени тяжести психоневрологических состояний у детей
и ряд других методик, укреплялась материально-техническая база. В связи
со значительным ростом психоневрологических заболеваний на фоне
последствий родовых черепно-мозговых и спинальных травм и других причин
как в Центральном, так и в других районах города, возникла необходимость
в увеличении коечного фонда как стационарных, так и санаторных коек до
100 единиц.
В тяжёлые времена переходного
периода, начиная с 1989 года и на протяжении 3,5 лет, санаторий
находился на капитальном ремонте и вновь начал функционировать в июне
1993 года. С проведением ремонта осуществлена надстройка здания, что
позволило расширить площадь детских групп, открыть дополнительные
лечебные кабинеты. Приказом Управления здравоохранения открыт городской
консультативный приём для детей с неврологической патологией, который
ведут сотрудники кафедры неврологии (к.м.н., доцент И.А. Витовский
и к.м.н. С.А. Соломин).
С апреля 1993 года по 4.08.2000 г.
в санатории работал доцент кафедры неврологии, кандидат медицинских
наук, Президент региональной Ассоциации мануальных терапевтов, врач
высшей категории Игорь Анатольевич Витовский, преждевременная кончина
которого в 2000 году явилась тяжелым ударом не только для его родных,
близких и коллег, но и для многочисленных пациентов и учеников. Он
курировал вопросы детской неврологии, осуществлял на базе санатория
городской консультативный приём, внедрял новые методики диагностики и
лечения детей, проводил научно-исследовательскую работу и обучение
врачей-курсантов. За прошедшее время им на базе санатория внедрено более
20-ти новых методик по реабилитации детей.
Игорь Анатольевич был не только
прекрасным преподавателем, но он умел притягивать к себе
единомышленников и в итоге сформировал коллектив учеников и сотрудников,
среди которых Сергей Анатольевич Соломин, сменивший его на посту
куратора циклов по детской неврологии, Ирина Петровна Чеченина и Олег
Леонидович Корень. Благодаря этому, с уходом Игоря Анатольевича из жизни
дело его не пропало и не остановилось. Курс детской неврологии, которому
присвоено имя Игоря Анатольевича
Витовского, продолжает свое
существование и развитие, и это лучший памятник его основателю.
На базе санатория собраны материалы
для двух кандидатских диссертаций, которые успешно защищены и утверждены
ВАК РФ: 1) «Полисистемный подход к лечению энурезов у детей и
подростков» (Витовский И.А., 1996 г.); 2) «Нейромышечные и суставные
методики мануальной терапии в комплексном лечении детей больных детским
церебральным параличом» (С.А. Соломин, 1998). Запатентовано изобретение
«Способ лечения энуреза» (Витовский И.А., 1996 г.). В санатории при
участии сотрудников кафедры неврологии проводятся городские и областные
научно-практические конференции.
На базе санатория было проведено
более 30-ти циклов усовершенствования врачей, в том числе
сертификационных, по темам: «Детская неврология», «Неврология детского
возраста», «Мануальная терапия у детей», «Рефлексотерапия у детей», «Вертеброневрология
детского возраста с основами мануальной терапии и фармакопунктуры»,
«Рефлекторные методы реабилитации в детской неврологии», «Заболевания
вегетативной нервной системы, неврозы и неврозоподобные синдромы у
детей», «Избранные вопросы неврологии (клинический полиморфизм нервных
болезней у детей)», «Нейропсихология у детей». На циклах общего и
тематического усовершенствования проучено 426 врачей. Кроме того, на
базе санатория проходили обучение интерны и клинические ординаторы
кафедры неврологии, окончившие педиатрический факультет.
В санатории проводится реабилитация
детей с разнообразной психоневрологической патологией. Это - минимальная
мозговая дисфункция (ММД), минимальная спинальная дисфункция (МСД),
резидуальная энцефалопатия, последствия родовой шейно-черепной травмы,
ДЦП, речевые нарушения, энурез, энкопрез, неврозы, тики, вегетативная
дистония, наследственные заболевания нервной системы, отдалённые
последствия травм и нейроинфекций, судорожные состояния у детей,
нарушения осанки. Оценка реабилитации проводится к концу сезона
комиссионно (врач, логопед, воспитатель, методист). Коррекция лечения и
обсуждение наиболее сложных больных проводится в дальнейшем в течение
сезона в присутствии главного врача, врачей, логопедов и воспитателя.
Дети при поступлении в течение 7-10
дней консультируются сотрудниками кафедры неврологии ГИДУВа,
составляется комплексный план психоневрологической и ортопедической
реабилитации на 3 месяца. Коррекция лечения и обсуждение наиболее
сложных больных проводится в дальнейшем в течение сезона в присутствии
главного врача, доцента (ассистента) кафедры неврологии, врачей
отделения, логопедов и воспитателей.
На консультацию доцента кафедры
неврологии и на амбулаторное лечение детей направляют также
врачи-невропатологи и педиатры города, области и других регионов. Оценка
реабилитации в данном случае проводится после окончания лечения и путём
катамнестического наблюдения за пациентами в течение не менее года
(часто возникает необходимость в повторной коррекции).
В комплекс лечебных процедур,
помимо базисной терапии, входят методы традиционной медицины. Среди них
- рефлексотерапия (иглотерапия, фармакопунктура, триггеропунктура,
электропунктура, прижигание, тестирование препаратов по методу Фолля,
баночный массаж, массаж Шиатсу, лазеротерапия, поверхностная
рефлексотерапия, аурикулотерапия, микроиглотерапия, цуботерапия,
скальпотерапия); мануальная терапия (артровертебральная, висцеральная,
краниосакральная, мышечно-энергетические техники, миофасциальный релиз);
массаж на многофункциональной массажной кушетке, методы прикладной
кинезиологии, гомеопатия.
Таким образом, сотрудничество
кафедры неврологии Новокузнецкого ГИДУВа и Детского
Психоневрологического санатория № 5 испытало проверку временем и
оказалось полезным как многочисленным пациентам, так и врачам-неврологам
и расширило возможности научной и педагогической деятельности кафедры
неврологии.
|